Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Педагогика

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. На смену традиционному обществу пришло гражданское.

Слово людям, педагогам-практикам с большим опытом реальной работы.

-Игорь Константинович Лизунов - атаман общины «Спас», директор Общинного Центра педагогики

-протоиерей Андрей Воронин  - директор Ковалевского детского дома, г.Нерехта (Костромская обл.)

-Дмитрий Валерьевич Тузов - зам.директора Строительного колледжа №26, руководитель отделения реставрации памятников деревянного зодчества (г.Москва)

 

ВОПРОС:

- Почему вы начали заниматься с детьми? Что стали делать в первую очередь?

ОТВЕТЫ:

И.Л.: Воспитание - один из основных вопросов. Самый важный вопрос, которым нужно сейчас заниматься. В семье, в государстве. В первую очередь - создавать воспитывающую среду, положительную среду, которая могла бы оградить ребенка от отрицательного воздействия, или, если проще говорить, от дурного.

А.В.: В Нерехте я служу с 1991, тогда, как известно, и случился политический и социально-экономический крах. А в Нерехте два военных завода являются градообразующими предприятиями, и закрытие этих предприятий привело наш небольшой тридцатитысячный город на грань гибели. Уже в 1993 году ко мне начали обращаться многие прихожане с просьбой помочь им устроить детей в какие-либо приюты или детские дома по причине жуткого пьянства родителей. Тогда я всерьез задумался о необходимости создания православного приюта для подобного рода детей. В 1993 году нашему приходу епархия передала участок земли с разрушенной старинной школой, и, получив благословение архиепископа, я начал восстанавливать эту школу с целью создать в ее стенах православный приют. В 1996 г. мы открылись. В первую очередь надо было осознать ответственность поставленной задачи и искать единомышленников. Поиск средств, как оказалось - это второстепенная задача.

Д.Т.: К педагогике я пришел через осознание важности воспроизводства традиционных ремесленных и профессиональных навыков, необходимых для  реставрационных и архитектурно-художественных работ. Занимаясь практической реставрацией, мы реально столкнулись с  необходимостью создания собственной Школы для передачи имеющихся знаний и получения профессиональных кадров. В процессе создания этой Школы оказалось, что обучение ремеслу является богатейшей по внутреннему потенциалу педагогической технологией.

Во-первых, сам по себе, простой физический труд является сильнейшим средством «наведения порядка» в формирующемся сознании подростка. Труд формирует понимание цены вещей, а как следствие, уважение к произведенному труду (как своему, так и чужому). Успешный труд повышает самооценку подростка, ускоряет процесс его социализации.

Во-вторых, обучение, основывающееся на изучении традиционного ремесла, позволяет затронуть глубинные пласты генетической памяти человека.

В-третьих, обучение ремеслу мотивирует к изучению базовых теоретических предметов и основательно объясняет необходимость этого.

В-четвертых, трудовое обучение - это развитие духовности и нравственности. Вот так, через необходимость построить схему подготовки реставраторов, выяснилось, что нельзя это сделать без решения всех перечисленных вопросов. А их решение является работающей, дающей качественный результат педагогической технологией.


ВОПРОС:

- Основные проблемы воспитания? Взаимоотношения с властями, с родителями?

ОТВЕТЫ:

И.Л.: Основная проблема воспитания - отсутствие единых требований к воспитуемому из-за разных сред, в которых находится ребенок.

Отношение Власти - формализм, поскольку цель воспитания не поставлена. Каким должен быть современный человек? На выходе «продукт» не обозначен. Не обозначены единые нравственные критерии в становлении нравственной личности современного человека.

Родители - их самих надо воспитывать. Нет идеи воспитания. Какой должен быть человек, с какими качествами? Общество, судя по всему, вообще не заинтересовано в нравственной личности.

А.В.: Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, имея дело с современным контингентом детей - это та, что 99% этих детей фактически имеют скрытую форму инвалидности, которая приобретается ими вследствие утраты контактов с матерью на ранней стадии формирования психики. Этот контингент детей резко отличается от того, с которым имел дело Макаренко, много-много лет назад. И эта форма инвалидности очень опасна, поскольку она не столь очевидна для окружающих. Она являет собой целую совокупность различных комплексов и нарушений восприятия мира, самого себя, а так же в достаточно мощном поражении эмоциональной сферы (про интеллект и говорить даже не будем).  Поэтому педагогика в обычном смысле - она идет в плотном взаимодействии с реабилитацией искалеченной личности, с попыткой ее реабилитации.   Слава Богу, с родителями этих детей мы не общаемся, вернее наши дети своим родителям просто не нужны. С властями общение более-менее нормальное, несмотря на некоторые трудности, связанные с несовершенством нашего законодательства. Хотя с каждым годом растет огромное количество уставных документов, положений, приказов, которые очень сильно осложняют нашу работу. Эта бюрократическая машина заставляет работать на нее саму, отнимая время от работы с детьми.


Д.Т.: Основной характеристикой процесса  воспитания сегодня является многообразие и разнонаправленность факторов воспитательного воздействия. А проблемой, является то, что мы не в полной мере умеем в этом поле работать. Многообразие доступных источников информации порождает совершенно новую ситуацию, не описанную классиками педагогики, и требующую совершенно новых педагогических подходов, создавать которые приходится по ходу действия.
К сожалению, власти и родители также не имеют четкого представления о целях и задачах воспитания молодежи. Это даёт педагогам некий элемент свободы в их деятельности, но и повышает ответственность за результат.


ВОПРОС:

- Можно было бы сделать гораздо больше, если бы...

ОТВЕТЫ:

И.Л.:  Если бы в процесс воспитания втянулись родители, в первую очередь. И Власть, и Бизнес... Чтобы процесс был «народный», если можно так сказать. Если бы все осознали, что воспитание есть процесс Национальной важности, что это - вопрос из вопросов!

А.В.: Если бы мы имели возможность осуществлять профобразование этих детей непосредственно на нашей базе, поскольку сохранялся бы контроль над ними еще в течение нескольких лет, а так по современному законодательству ребенок в 16 лет (после 9-го класса) может уйти на все четыре стороны, в ПТУ.


Д.Т.: Этот вопрос неожиданно вызвал у меня затруднение. Жизнь действительно стала столь динамичной и информационно насыщенной, что приходится постоянно действовать в режиме реагирования на меняющиеся условия и появляющиеся новые факторы. Поэтому, непонятно, что завтрашний день тебе преподнесет. Может быть, откроет новые возможности, а может и выстроит неожиданные преграды. Так что, определяющим фактором успешности современного человека, и в том числе педагога становится способность оперативного реагирования на меняющиеся обстоятельства. При этом  для педагога в особенности, необходима одухотворённость деятельности. Без этого все усилия становятся бессмысленными, и их разнонаправленность обнулит все произведенные затраты.  Поэтому, в наше время нельзя заниматься воспитанием, не имея твердых внутренних убеждений.

Copyright 2005 © ОГКО "Спас". Все права защищены